В то же время нельзя не учитывать типичные проблемы реализации общественных обсуждений, подчас нивелирующие их значимость. К таким проблемам относятся:
- чисто информационный, даже не рекомендательный, характер большинства таких обсуждений, которые ограничиваются тем, что граждане знакомятся с документами и имеют возможность оставить на специальном ресурсе свое мнение;
- возможность фальсификации результатов обсуждений заинтересованными властными структурами;
- пассивность общественности, выражаемая в том, что большинство нередко не обращает внимания на информацию об обсуждаемых документах, не принимает участия в обсуждениях, а после начала работ по внедрению нормативно-правового акта разворачивают протестную активность.
Указанные риски эффективности общественных обсуждений можно минимизировать, если обсуждения носят качественный характер, им отводится достаточное время, ведется предметная работа с референтными группами.
Именно эти моменты и были учтены организаторами общественного обсуждения примерной основной образовательной программы основного общего образования, идущего с 1 сентября 2014 на специализированном сайте http://edu.crowdexpert.ru/
К обсуждению исходных материалов примерной основной образовательной программы, а именно: программ учебных предметов, включая конструктор данных программ и надпредметных документов; планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы и системы их оценки, программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации, программы коррекционной работы,
описания кадровых, психолого-педагогических, финансово-экономических, материально-технических и информационно-методических условий реализации образовательной программы, примерного учебного плана – привлекаются разные группы субъектов ответственного социокультурного действия: представители родительской общественности, педагогические и научно-педагогические работники, руководители образования и др.
Сайт предоставляет участникам обсуждения возможность познакомиться с каждым документом, сформулировать свои предложения - что следует изменить, от чего можно было бы и отказаться, какая редакция текста оптимальна - ознакомиться с предложениями других участников и оценить их. На сайте работают координаторы, которые помогают построить дискуссию наиболее результативно. Обсуждение документов по примерной основной образовательной программе основного общего образования продолжится до 1 декабря, однако подведение итогов начнётся уже с 20 ноября. Далее примерная программа будет рассмотрена на заседаниях Учебно-методического объединения по общему образованию и после этого войдёт в специальный государственный реестр примерных программ.
Замечания и (или) предложения, полученные в ходе общественного обсуждения, носят рекомендательный характер. При этом не подлежат рассмотрению замечания и (или) предложения, направленные после окончания срока общественного обсуждения, а также замечания и (или) предложения, не касающиеся содержания обсуждаемого документа.
По итогам общественного обсуждения предполагается построение рейтинга регионов, а также выбор лучшего эксперта.
Разработчики механизма общественного обсуждения примерной основной образовательной программы выражают надежду на то, что общественные консультации помогут сориентировать педагогов и школы на интересную конструктивную работу, учесть в своих образовательных программах требования не только Федерального государственного образовательного стандарта, но и пожелания всего педагогического сообщества, и приглашают к активному и конструктивному участию в обсуждениях.