4
Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
10
Актуальная тема

V четверть для педагогов

Первый месяц V четверти был богат важными событиями: утвержден новый «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоялся консультативный очный установочный семинар для участников Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014», в Министерстве образования и науки РФ прошло совещание о реализации проектов по модернизации педагогического образования. Открывая совещание, Д.Ливанов отметил особую роль педагогических профессий: «Понятно, что профессия учителя является ключевой, и не только для системы образования, но и для общества в целом». По словам министра, новый профессиональный стандарт задает новый уровень и рождает новые требования общества к педагогу. На установочном семинаре для участников конкурса «Учитель года» прозвучали слова: «Будущего нет без счастливого учителя - мотивированного и влюбленного в свое дело». С этим нельзя не согласиться. Но без специальных знаний, без грамотной организации своего труда и отдыха сложно любому педагогу избежать профессионального выгорания и оставаться всегда счастливым. Y четверть для учителя – это, в первую очередь, правильный отдых, который развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Это время, когда педагог отвечает для себя на вопрос: что дальше? Эмоциональное и профессиональное «выгорание» не грозит тому учителю, который к началу нового учебного года сумел поставить перед собой стратегическую цель и выстроить систему задач для её достижения. Как это сделать, рекомендуют специалисты кафедры психологии ГБОУ ДПО НИРО.

Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что прежде всего издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя. Учителю предоставляется более длительный по сравнению с представителями других профессий отпуск. От того, как педагог проведет свой отпуск, зависит его дальнейшее самочувствие и работоспособность. Отдыхать во время отпуска  нужно хотеть и уметь. Важно знать, как спланировать и организовать свободное время.
Для начала следует определиться, какой вид отдыха именно ваш. Выбор невероятно широк – это может быть и поездка на дачу, и поход в лес, и отдых на море, и даже спокойное пребывание в стенах своей уютной квартиры. Главное -  отказаться от всего, чем вы занимаетесь во время работы. Забудьте на время о ней. Нужно помнить: новые силы приходят с новыми делами.
Откажитесь от всех привычных  дел. Слушайте совершенно другую музыку, читайте новые книги, купите вкусный чай или кофе, который никогда не пробовали, смените обстановку. В том случае, если вы выбрали для отдыха собственную квартиру, – затейте небольшую перестановку, рискуйте, проявите креативность, сломайте, наконец, привычную систему распорядка дня.
Некоторые решают в отпуске заниматься крупными домашними делами, например, делают ремонт. Естественно, что это и быстрее, и удобнее, не нужно прерываться на работу, можно все успеть за небольшие сроки. Но такой подход негативно сказывается на здоровье. Ведь отпуск для того и создан, чтобы расслабляться, уделять внимание себе. В это время нужно путешествовать, ходить на выставки, посетить города, о которых вы всегда мечтали, а не клеить обои. Многие опытные учителя, проработавшие в школе
30- 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.
Не забудьте взять с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть всё на камеру. Растворитесь в природе, слушайте ветер, пение птиц. Свежий воздух, здоровое питание, спокойствие и умиротворение – это то, о чем вы мечтали весь год. Будьте не только слушателем, потребителем музыки природы, лета, но и ее творцом – композитором. Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии, от которых зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца. Ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку лета, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, - это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм. Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья  как педагога, так и ученика.
Спутников для отпуска тоже нужно выбирать, не все друзья имеют покладистый характер. Если вы не хотите слушать жалобы или недовольство  весь отпуск, то нужно продумать компанию.
Отпуск – это долгожданное событие, но бывает, что и он надоедает, и начинаешь считать дни до выхода на работу. Причем такая проблема,  как считают психологи, проявляется у многих людей. Психологи часто пишут о так называемом постотпускном синдроме, связанном с трудностями вхождения в рабочий ритм. Сложно ожидать, что человек, отсутствовавший на работе два месяца, сразу же примется за все дела усердно и с воодушевлением, но уже через небольшой промежуток времени все придет в норму. Заранее нужно настроиться на то, что первые дни после отпуска будет больше работы и значительно меньше желания ее выполнять. Так уж устроен человек, что ему нужно некоторое время, чтобы переключиться с отпускного состояния на рабочий лад. Эта перестройка идет и на физиологическом уровне (акклиматизация, смена режима, типа питания), и на уровне психологическом. Главное, не хандрить, не раздражаться, а начинать планировать отпуск на следующий год. Это легче сделать тому, кто поставил перед собой на новый учебный год стратегическую цель и выстроил систему задач для её достижения, например, такие:
1. Хочу освоить новую педагогическую технологию.
Начинаю искать публикации, примеры. Примеряю под себя технологические приёмы. Занимаюсь их апробацией.
2. Хочу стать победителем ПНПО, учителем года.
Изучаю документы. Выявляю свои слабые места. Работаю над их устранением.
3. Хочу создать ученическое сообщество по интересам (научно-исследовательское общество, кружок, секцию, клуб).
Продумываю задачи, как получить одобрение руководства и как увлечь ребят. Продумываю план работы на год. Чтобы интерес к новому делу не пропал ни у меня, ни у детей.
Главное – видеть цель. И быть оптимистом.
Хорошего и плодотворного отпуска, коллеги!

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph