Учебное пособие «Индивидуальный проект: учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций. 10–11 классы»
6
11
Актуальная тема

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционные технологии в повышении квалификации педагогов

Дистанционное обучение педагогов выступает сегодня одним из перспективных направлений совершенствования профессионального мастерства специалистов системы образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации регионального образования включение в образовательную практику ГОУ ДПО НИРО дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким, удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов.  Тематика курсов дистанционного обучения определяется с учетом образовательных потребностей специалистов региональной системы образования. В процессе реализации дистанционных курсов практикуются различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Формы и виды контроля в дистанционной форме обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые виды контроля совместного результата деятельности. Для учебно-методического сопровождения курсов дистанционного обучения НИРО используются программно-методические средства, прошедшие процедуру  государственной регистрации во Всероссийском научно-техническом информационном центре.

Становление и развитие современной системы дистанционного повышения квалификации педагогов Нижегородской области базируется на концептуальных основах открытого, вариативного и непрерывного образования. Это во многом определяется взаимосвязанным единством различных факторов, обуславливающих социальную востребованность открытых образовательных систем: повышение спроса на дополнительное профессиональное образование в условиях развития информационного общества, соответствие содержания и качества образования современным запросам личности, повышение доступности образования. Открытость образования, в свою очередь, предполагает гармоничную интеграцию различных технологий обучения, способствующую повышению эффективности образовательного процесса ориентированного на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей обучаемых.

В условиях дополнительного профессионального образования педагогов реализация  дистанционного обучения, ориентированного на широкое использование интерактивных средств телекоммуникаций, требует эффективных организационных и педагогических решений, способствующих повышению комфортности реализации учебного процесса.

Внедрение дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного профессионального образования способствует повышению профессиональной компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.

Курсы дистанционного обучения НИРО

Спектр дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО развивается сегодня по направлениям, напрямую связанным с приоритетными направлениями модернизации региональной системы образования:

  • подготовка работников образования к единому государственному экзамену;
  • углубление предметных знаний педагогов;
  • развитие системы педагогической деятельности с одаренными детьми и детьми с ограниченными потребностями на основе использования дистанционных технологий;
  • формирование информационно-коммуникационной компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования учебно-информационной среды.

https://niro.nnov.ru/?id=300

Модели дистанционного повышения квалификации,
реализуемые в ГОУ ДПО НИРО

В ГОУ ДПО НИРО реализуется несколько моделей дистанционного обучения.

Смешанная модель

С 2006 года успешно функционирует смешанная модель дистанционного повышения квалификации работников образования. В данной модели интегративно используются сетевые, кейс-технологии и технологии очного обучения.

Организация дистанционного обучения педагогов проектируется с позиций интеграции  в учебный процесс идеи тьюторского сопровождения и носит трехуровневый характер.

Первый уровень: подготовка тьюторов дистанционного обучения к сопровождению дистанционных курсов на удаленной опорной площадке, направленная на развитие профессиональной позиции на основе повышения уровня компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), теории и практики дистанционного обучения и его сопровождения. Обучение тьюторов осуществляется в рамках очного курса повышения квалификации «Дистанционные технологии в системе повышения квалификации работников образования» (36 уч.ч.), который реализуется на территории ГОУ ДПО НИРО.

Второй уровень: пропедевтическая подготовка обучающихся (педагогов, приступающих к обучению по программе дистанционного курса) в области использования средств ИКТ, осуществляемая силами тьюторов системы дистанционного обучения на удаленных опорных площадках районов по программе спецкурса «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении» (36 уч.ч.). Территориально спецкурс реализуется на удаленной опорной площадке района. Занятия проводятся в очном режиме и в комфортных условиях, как в смысле организации индивидуального рабочего места, так и в удобных временных рамках организации занятий. Содержательные компоненты спецкурса подчинены поставленным целям: сформировать равный стартовый уровень знаний и умений в области использования средств телекоммуникаций, познакомить педагогов со средой виртуального взаимодействия, сформировать коммуникативные навыки общения в сети Интернет.

Третий уровень  развитие профессиональной позиции обучающихся на основе реализации учебной деятельности в предметной области курса дистанционного обучения.

Дистанционное повышение квалификации функционирует в информационно-насыщенной, обладающей развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Широкий спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемый средой дистанционного обучения, позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия участников дистанционного образовательного процесса. 

В процессе обучения слушатели дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые смогут в дальнейшем использовать в своей педагогической практике.

Описанная модель повышения квалификации педагогов в настоящее время является основой организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования педагогов  Нижегородской области. Внедрение данной модели дистанционного повышения квалификации в региональную систему повышения квалификации работников образования позволило создать сеть опорных площадок  дистанционного обучения в 20-ти районах Нижегородской области и сформировать тьюторский корпус в составе 28-ми тьюторов, успешно работающих в системе дистанционного обучения.

Однако, концептуальные основы открытого, вариативного, непрерывного образования, положенные нами в основу проектирования, организации  и реализации дистанционного учебного процесса, в настоящее время обосновывают разработку сетевой модели повышения квалификации, основанной на использовании чисто сетевой технологии - технологии обучения в сети Интернет.

Сетевая модель

Наряду с функционирующей сегодня смешанной моделью с 1 сентября 2009 г. в Нижегородском институте развития образования в рамках деятельности Центра дистанционного обучения начала внедряться сетевая модель дистанционного повышения квалификации педагогов, в основу которой положена организация индивидуальной учебной деятельности непосредственно в информационно-образовательной среде, что предполагает наличие у участника дистанционного курса базового уровня компетентности в области использования информационно-коммуникационных средств и Интернет-технологий. Формирование учебных групп осуществляется на основе самозаписи работников системы образования на курсы дистанционного обучения через сайт ГОУ ДПО НИРО (раздел «Образовательная деятельность») посредством формирования и пересылки индивидуальной заявки в Центр дистанционного обучения. Реализации данной модели позволяет в еще более значительной степени  индивидуализировать учебный процесс, более эффективно реализуя основную цель применения дистанционных форм обучения в системе постдипломного образования педагогов – повышение профессиональной компетентности и развитие профессиональной позиции на основе получения качественного дополнительного образования при активном использовании информационно-коммуникационных средств и технологий.

Модель тьюторского сопровождения

В связи с подготовкой к реализации в Нижегородской области дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья  в рамках реализации проекта «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в форме дистанционного обучения» в Нижегородском институте развития образования была разработана  и  реализована модель очно-дистанционного обучения педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, функционирующая на основе технологии тьюторского сопровождения. Содержательная компонента данной модели основывалась на апробации экспериментальной учебной программы повышения квалификации педагогов "Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий" в рамках которой были реализованы два учебных модуля: «Основы работы в преподавателя в обучения Moodle» (24 уч.ч.), «Практика работы в среде обучения Moodle» (36 уч.ч.), организованных сотрудниками центра в поддержку дистанционного обучения 13-ти педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната III – IV вида Нижнего Новгорода и сотрудников кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Реализация модели тьюторского сопровождения очно-дистанционного обучения педагогов, приступающих к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, позволила оказать своевременную информационно-методическую поддержку педагогам-новаторам в организации и реализации процесса дистанционного обучения детей, приобрести опыт работы в информационно-образовательной среде Центра образования «Технологии обучения» (г. Москва),  спроектировать полноценный учебный процесс, обеспечивающий эффективное сопровождение дистанционной образовательной деятельности педагогов, впервые повышающих квалификацию с использованием дистанционных форм обучения. Приобретенный опыт сопровождения дистанционного обучения специалистов, работающих в сфере коррекционной педагогики позволил выявить проблемное  поле в области подготовки педагогов специальных (коррекционных) учреждений к учебной деятельности в информационно-образовательной среде, что нашло свое отражение в программе повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной (коррекционной) школы (класса)», совместно разработанной заведующей кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, доктором педагогических наук, профессором Л.С.Сековец и руководителем Центра дистанционного обучения Н.И.Городецкой.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph