Дистанционные технологии в повышении
квалификации педагогов
Дистанционное
обучение педагогов выступает сегодня одним из перспективных направлений
совершенствования профессионального мастерства специалистов системы
образования. В условиях развития процессов информатизации и модернизации
регионального образования включение в образовательную практику ГОУ ДПО НИРО
дистанционных технологий позволяет сделать учебный процесс более гибким,
удобным, практико-ориентированным, а также снизить затраты на обучение педагогов. Тематика курсов дистанционного обучения
определяется с учетом образовательных потребностей специалистов региональной
системы образования. В процессе реализации дистанционных курсов практикуются
различные совместные виды деятельности, систематические обсуждения всей группой
рассматриваемых проблем, возникающих затруднений, просто интересных предложений
в форуме, чате, интернет-конференции и т.п. Формы и виды контроля в
дистанционной форме обучении сочетают автоматизированный контроль знаний и открытые
виды контроля совместного результата деятельности. Для учебно-методического
сопровождения курсов дистанционного обучения НИРО используются
программно-методические средства, прошедшие процедуру государственной регистрации во Всероссийском
научно-техническом информационном центре.
Становление
и развитие современной системы дистанционного повышения квалификации педагогов
Нижегородской области базируется на концептуальных основах открытого,
вариативного и непрерывного образования. Это во многом определяется
взаимосвязанным единством различных факторов, обуславливающих социальную
востребованность открытых образовательных систем: повышение спроса на
дополнительное профессиональное образование в условиях развития информационного
общества, соответствие содержания и качества образования современным запросам
личности, повышение доступности образования. Открытость образования, в свою
очередь, предполагает гармоничную интеграцию различных технологий обучения,
способствующую повышению эффективности образовательного процесса
ориентированного на наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей
обучаемых.
В условиях
дополнительного профессионального образования педагогов реализация дистанционного обучения, ориентированного на
широкое использование интерактивных средств телекоммуникаций, требует
эффективных организационных и педагогических решений, способствующих повышению
комфортности реализации учебного процесса.
Внедрение
дистанционных образовательных технологий в практику дополнительного
профессионального образования способствует повышению профессиональной
компетентности педагогов и формированию педагогических кадров, адекватных
современной социокультурной ситуации и социальному заказу системе образования.
Курсы
дистанционного обучения НИРО
Спектр дистанционных образовательных услуг ГОУ ДПО НИРО
развивается сегодня по направлениям, напрямую связанным с приоритетными
направлениями модернизации региональной системы образования:
-
подготовка работников образования к единому
государственному экзамену;
-
углубление предметных знаний педагогов;
-
развитие системы педагогической деятельности с
одаренными детьми и детьми с ограниченными потребностями на основе
использования дистанционных технологий;
-
формирование информационно-коммуникационной
компетентности специалистов системы образования в условиях совершенствования
учебно-информационной среды.
https://niro.nnov.ru/?id=300
Модели дистанционного
повышения квалификации,
реализуемые в ГОУ ДПО НИРО
В ГОУ ДПО
НИРО реализуется несколько моделей дистанционного обучения.
Смешанная модель
С 2006 года
успешно функционирует смешанная модель
дистанционного повышения квалификации работников образования. В данной модели
интегративно используются сетевые, кейс-технологии и технологии очного обучения.
Организация дистанционного
обучения педагогов проектируется с позиций интеграции в учебный процесс идеи тьюторского
сопровождения и носит трехуровневый характер.
Первый уровень: подготовка тьюторов дистанционного обучения
к сопровождению дистанционных курсов на удаленной опорной площадке, направленная
на развитие профессиональной позиции на основе повышения уровня компетенций в
области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), теории и практики
дистанционного обучения и его сопровождения. Обучение тьюторов осуществляется в
рамках очного курса повышения квалификации «Дистанционные технологии в системе
повышения квалификации работников образования» (36 уч.ч.), который реализуется
на территории ГОУ ДПО НИРО.
Второй уровень: пропедевтическая подготовка обучающихся
(педагогов, приступающих к обучению по программе дистанционного курса) в области
использования средств ИКТ, осуществляемая силами тьюторов системы
дистанционного обучения на удаленных опорных площадках районов по программе
спецкурса «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении»
(36 уч.ч.). Территориально спецкурс реализуется на удаленной опорной площадке
района. Занятия проводятся в очном режиме и в комфортных условиях, как в смысле
организации индивидуального рабочего места, так и в удобных временных рамках
организации занятий. Содержательные компоненты спецкурса подчинены поставленным
целям: сформировать равный стартовый уровень знаний и умений в области
использования средств телекоммуникаций, познакомить педагогов со средой
виртуального взаимодействия, сформировать коммуникативные навыки общения в сети
Интернет.
Третий уровень развитие
профессиональной позиции обучающихся на основе реализации учебной
деятельности в предметной области курса дистанционного обучения.
Дистанционное
повышение квалификации функционирует в информационно-насыщенной, обладающей
развитым банком учебных материалов информационно-образовательной среде. Широкий
спектр интерактивных сервисов (доска объявлений, электронная почта, обмен
файлами, чат-сессии, форумы), поддерживаемый средой дистанционного обучения,
позволяет создать условия для полноценного виртуального взаимодействия
участников дистанционного образовательного процесса.
В процессе обучения слушатели
дистанционных курсов осваивают технологии сетевого взаимодействия, которые
смогут в дальнейшем использовать в своей педагогической практике.
Описанная модель повышения
квалификации педагогов в настоящее время является основой организации
образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных
технологий в системе дополнительного профессионального образования
педагогов Нижегородской области.
Внедрение данной модели дистанционного повышения квалификации в региональную
систему повышения квалификации работников образования позволило создать сеть
опорных площадок дистанционного обучения
в 20-ти районах Нижегородской области и сформировать тьюторский корпус в
составе 28-ми тьюторов, успешно работающих в системе дистанционного обучения.
Однако, концептуальные основы
открытого, вариативного, непрерывного образования, положенные нами в основу
проектирования, организации и реализации
дистанционного учебного процесса, в настоящее время обосновывают разработку
сетевой модели повышения квалификации, основанной на использовании чисто
сетевой технологии - технологии обучения в сети Интернет.
Сетевая модель
Наряду с функционирующей сегодня смешанной моделью с 1
сентября 2009 г.
в Нижегородском институте развития образования в рамках деятельности Центра
дистанционного обучения начала внедряться сетевая модель дистанционного
повышения квалификации педагогов, в основу которой положена организация
индивидуальной учебной деятельности непосредственно в
информационно-образовательной среде, что предполагает наличие у участника дистанционного
курса базового уровня компетентности в области использования
информационно-коммуникационных средств и Интернет-технологий. Формирование
учебных групп осуществляется на основе самозаписи работников системы
образования на курсы дистанционного обучения через сайт ГОУ ДПО НИРО (раздел
«Образовательная деятельность») посредством формирования и пересылки
индивидуальной заявки в Центр дистанционного обучения. Реализации данной модели
позволяет в еще более значительной степени индивидуализировать учебный процесс, более
эффективно реализуя основную цель применения дистанционных форм обучения в
системе постдипломного образования педагогов – повышение профессиональной
компетентности и развитие профессиональной позиции на основе получения
качественного дополнительного образования при активном использовании
информационно-коммуникационных средств и технологий.
Модель тьюторского
сопровождения
В связи с
подготовкой к реализации в Нижегородской области дистанционного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья в
рамках реализации проекта «Подготовка педагогических кадров для работы с детьми
с ограниченными возможностями здоровья в форме дистанционного обучения» в
Нижегородском институте развития образования была разработана и
реализована модель очно-дистанционного обучения педагогов
общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений, функционирующая на основе технологии тьюторского сопровождения.
Содержательная компонента данной модели основывалась на апробации экспериментальной
учебной программы повышения квалификации педагогов "Обучение детей с
ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных
образовательных технологий" в рамках которой были реализованы два учебных
модуля: «Основы работы в преподавателя в обучения Moodle» (24 уч.ч.), «Практика работы в
среде обучения Moodle»
(36 уч.ч.), организованных сотрудниками центра в поддержку дистанционного
обучения 13-ти педагогов специальной (коррекционной) школы-интерната III – IV вида Нижнего Новгорода и сотрудников
кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Реализация модели
тьюторского сопровождения очно-дистанционного обучения педагогов, приступающих
к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья,
позволила оказать своевременную информационно-методическую поддержку
педагогам-новаторам в организации и реализации процесса дистанционного обучения
детей, приобрести опыт работы в информационно-образовательной среде Центра
образования «Технологии обучения» (г. Москва),
спроектировать полноценный учебный процесс, обеспечивающий эффективное
сопровождение дистанционной образовательной деятельности педагогов, впервые
повышающих квалификацию с использованием дистанционных форм обучения.
Приобретенный опыт сопровождения дистанционного обучения специалистов,
работающих в сфере коррекционной педагогики позволил выявить проблемное поле в области подготовки педагогов
специальных (коррекционных) учреждений к учебной деятельности в информационно-образовательной
среде, что нашло свое отражение в программе повышения квалификации
«Дистанционные образовательные технологии в работе учителя специальной
(коррекционной) школы (класса)», совместно разработанной заведующей кафедрой
коррекционной педагогики и специальной психологии, доктором педагогических
наук, профессором Л.С.Сековец и руководителем Центра дистанционного обучения
Н.И.Городецкой.