1
6
10
Актуальная тема

Экологическое образование

Особая роль в деле ликвидации «экологической безграмотности» принадлежит общеобразовательной школе, поскольку через нее проходят все потенциальные природопользователи. Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
В программе квалификационных курсов для учителей естественнонаучного цикла отдельно представлен экологический блок, включающий вопросы общей системы экологических знаний и содержательные аспекты экологии, реализуемые в предметах образовательной области «Естествознание». Экологические знания наиболее значимы для насыщения краеведческой и экологической информацией не только основных предметных курсов, но и элективных курсов и курсов по выбору в рамках профильного обучения.
Сотрудниками кафедры естественнонаучного образования ГБОУ ДПО НИРО разработаны отдельные модули и дублирующие их дистанционные курсы:

www.moodle.niro.nnov.ru

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Загрязнение окружающей среды достигло катастрофических масштабов, и природа повсеместно теряет способность к регенерации. Тяжелая экологическая обстановка оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья и психологическое состояние населения.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 24% болезней и 23% всех случаев смерти в мире являются следствием воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. При этом установлено, что факторы экологического риска вносят свой вклад в общую заболеваемость по 85 из 102 важнейших заболеваний, групп болезней и травм.
Специалисты, ведущие предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», безусловно, должны включать достаточно объемный экологический блок в систему занятий. Это вопросы, связанные с видами загрязнений, ориентировкой на местности, поведением человека в чрезвычайных ситуациях. Учителям физической культуры, тренерам по различным видам спорта необходимы знания о скрытых резервах человеческого организма, физиологических основах рационального питания, формированию человеческого организма.
Экологические знания необходимы и учителям гуманитарного цикла.
При изучении ряда литературных произведений делается акцент на взаимоотношения человека и природы, обсуждаются нравственные экологические императивы, через которые формируется природосообразное экологическое мышление и поведение.
Этапы развития человеческой цивилизации практически все связаны с решением экологических проблем разного уровня. Перед учителями -гуманитариями в первую очередь стоит задача повышения значимости экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию; предоставление возможности для становления бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям; воспитания активной гражданской позиции; формирования ценностной ориентации и эколого-гуманистической картины мира, основанных на этике ответственности за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Элементы экологии присутствуют в учебных предметах начальной школы: «Окружающий мир», природоведение, «Мир вокруг нас».
Информация об идеях устойчивого развития в образовании наиболее актуальна для руководителей образовательных учреждений, которые совместно со школьными психологами в деятельностной форме должны сформулировать психолого-педагогические задачи для каждого этапа экологического образования.
Мероприятия Года охраны окружающей среды должны привлечь общественное внимание к проблемам экологии, которые пока не очень волнуют большинство россиян. Согласно данным опроса ВЦИОМ, проведённого в октябре 2012 года, состояние экологии и окружающей среды относят к числу наиболее важных для страны проблем только 20 процентов респондентов.
Для воспитателей, педагогических работников дополнительного образования, классных руководителей особый акцент должен быть поставлен на экологическое воспитание.
Год охраны окружающей среды задуман как мероприятие, в том числе,  и просветительское. Потому специальные акции предусмотрены для подрастающего поколения. В октябре 2013 года в школах страны пройдёт Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды, а в течение всего года запланированы экологические олимпиады и тематические лекции.
Педагогическим работникам предстоит и самостоятельно разрабатывать учебно-методические комплексы для экологических занятий, создавать условия для развития программ экологического воспитания и проведения экологических акций и конкурсов различной направленности и тематики.
Популяризация современных педагогических методик и технологий в деятельности образовательных учреждений в экологическом направлении, расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков по экологии, методам защиты природы будет способствовать экологическому образованию, расширению и развитию профессиональных навыков в данной области.

Назначение экологического образования – защищать и отстаивать право человека на благоприятную среду жизни. Оно призвано формировать подлинно человеческое отношение к природе, ставить предел допустимой меры ее преобразования, способствовать усвоению специфических социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.

603122, г. Нижний Новгород, ул. Ванеева, д. 203. Телефон: (831) 417-75-49
Факс: (831) 417-54-35 E-mail: secr@niro.nnov.ru
Created by GraphitPowered by TreeGraph